Дедушка на миллиард

Эта история началась совершенно случайно. 22 сентября 2010 года поезд «Цюрих-Мюнхен» пересекал пограничный курортный городок Линдау. Обычно там немецкие таможенники ищут богатых пожилых немцев с большой суммой незадекларированной наличности, так как обеспеченные бюргеры предпочитают держать сбережения в швейцарских банках и время от времени перевозить дивиденды по вкладам в виде черного нала.

И действительно, при проверке у одного пожилого господина обнаружился конверт с лишними деньгами. Против разрешенных 8 000 евро дедушка перевозил 9 000. Всего одна тысяча сыграла с ним злую шутку: полицейские стали выяснять, откуда у Корнелиуса Гурлитта «нетрудовые доходы».

Въедливых немцев ожидал сюрприз: гражданин дожил до преклонного возраста, но не числился ни в одной налоговой инспекции, о нем ничего не знали социальные службы, он не имел даже медицинской страховки. Человек-невидимка, да и только. Но это не все: Корнелиус никогда не работал и жил в квартире, которой официально владеет его мать, умершая в 1967 году.
Через год наблюдений Гурлитт продал за 864 тысяч евро картину «Укротитель львов» экспрессиониста Макса Бекманна. Полицейские поняли, что дедушка совсем не прост. По признанию представителя кельнского аукциона, через который осуществлялась сделка, ни у кого не возникло сомнений в легальности происхождения картины.

Но, похоже, арт-дилеры лукавили. Количество легально обращающихся на европейском рынке картин художников-модернистов крайне ограничено, и об этом торговцы от искусства отлично знают.

Как только в их поле зрения оказывается новое полотно, они обязаны выведать все о его подноготной, чтобы не купить украденное. Однако на сей раз сработал, видимо, тот самый закон, о котором так вдохновенно пел Владимир Басов: «Давайте будем нести искусство людям, берут они охотно старинные полотна».
Через полтора года слежки за таинственным гражданином полицейские получили ордер на обыск его жилища. Каково же было удивление властей, когда среди довольно скромной обстановки обнаружился настоящий клад — 1300 картин художников-модернистов.

Среди них преобладали полотна Пабло Пикассо, Анри Матисса, Марка Шагала, Пауля Клее, Макса Бекманна, Эмиля Нольде, Франца Марка, Оскара Кокошки, Макса Либермана, Эрнста Людвига Кирхнера и других. Некоторые вообще не были ранее известны искусствоведам, к примеру, «Аллегорическая сцена» Марка Шагала или «Автопортрет» Отто Дикса.
Ценность подпольной коллекции была настолько высока, что целых полтора года следователи держали этот факт в тайне от общественности и лишь в ноябре 2013 года собрали пресс-конференцию. По словам специалистов, общая стоимость коллекции превышает миллиард евро.

А собрал эту коллекцию Гильдербрандт Гурлитт – один из четверых арт-дилеров, уполномоченных нацистами в 1930-1940-е годы продавать за рубеж картины «дегенеративных» художников. Его сын Корнелиус в течение многих десятилетий был только ее стражем и хранителем.
11081962
Наши сериал сняли с похожим сюжетом, "Синдром дракона" называется. Правда там действие в СССР начинается, с переходом в нашу современность.